В наше время слово «совесть» звучит всё реже. Люди чаще определяют, что хорошо, а что плохо, опираясь на собственные взгляды и не обращая внимания на совесть. Но Бог не хочет, чтобы мы жили таким образом, особенно после спасения. Он создал нас с совестью, которая играет ключевую роль в нашей жизни — как до, так и после принятия Господа.
Поэтому важно увидеть, что Библия говорит о совести, и осознать, почему добрая совесть так необходима для наших отношений с Господом. В этой статье мы рассмотрим несколько ключевых стихов и примечаний из Восстановительного перевода, чтобы глубже вникнуть в эту тему.
Что такое совесть?
Прежде всего давайте поговорим о том, что такое совесть. Совесть есть у каждого человека, спасённого или неспасённого, независимо от его культуры, этнической принадлежности или происхождения. Бог создал нас с совестью, чтобы мы знали, что хорошо, а что плохо, что Он одобряет, а что осуждает.
О совести говорят многие стихи в Библии. Например, в Послании к римлянам 2:14 и 15 написано:
В примечании к словам «благодаря природе» в стихе 14 в Восстановительном переводе Нового Завета говорится о человеческой природе:
Природа человека в том виде, как он был сотворён Богом, первоначально была хорошей и находилась в согласии с Богом и Его законом. Эта хорошая природа, хотя она и была отравлена из-за падения, остаётся внутри человека. Поэтому если человек будет жить согласно своей природе и благодаря природе делать законное, то зло в нём будет ограничено.
Теперь давайте прочитаем примечание к слову «совесть» в стихе 15. В этом примечании объясняется связь сотворённой человеческой природы с совестью:
Совесть человека находится в согласии с сотворённой Богом человеческой природой и даёт человеку возможность узнавать, что́ Бог оправдывает, а что осуждает.
С помощью совести люди могут понять, что Бог оправдывает или одобряет, а что Он осуждает. Совесть позволяет им отличать добро от зла, даже если они не знают ни Бога, ни Библию. Именно так человек может узнать, что он грешник.
Когда мы ещё не были спасены, в какой-то момент мы услышали благовестие Иисуса Христа. Через эти слова наша совесть убедила нас, что мы грешники и нуждаемся в спасении. Поэтому мы покаялись перед Богом и приняли Иисуса Христа как своего Спасителя.
Совесть после спасения
Когда мы покаялись и приняли Господа Иисуса, Он начал жить в нас, и наша совесть стала более чувствительной и активной, чем прежде. Однако хотя мы спасены, греховная плоть и падшая природа остаются с нами. Поэтому, даже стремясь избегать грехов, мы всё же иногда совершаем их. Наша совесть напоминает нам, что мы оскорбляем Бога, когда грешим или не слушаемся Его.
В качестве иллюстрации можно сказать, что наша совесть похожа на датчик дыма, установленный в здании. Если в здании начался пожар, датчик подаёт сигнал тревоги. Но если всё в порядке, он не издаёт звуков. Точно так же наша совесть подаёт нам сигнал, когда мы делаем что-то не так, и молчит, когда Бог доволен нами.
Мы все испытывали эти «сигналы» совести, когда делали что-то, что не соответствовало святой и праведной Божьей природе. Например, если мы выходим из себя или грубим кому-то, наша совесть выполняет свою роль: бьёт тревогу. И как бы мы ни пытались заглушить её голос, совесть упорно осуждает нас.
На самом деле это хорошо! Если бы совесть не предупреждала нас, мы были бы подобны горящему зданию без датчика дыма. Мы бы не знали, что навлекаем на себя Божье неодобрение, и наши отношения с Господом пострадали бы.
Точно так же, как при звуке сигнала датчика дыма мы принимаем меры, так и при обличении совести важно реагировать, а не игнорировать её сигналы, когда мы поступаем неправильно.
Добрая совесть
От того, как мы реагируем на ощущения в нашей совести, зависит, будет ли у нас добрая совесть или нет. Фраза «добрая совесть» встречается в Первом послании к Тимофею 1:5:
Добрая совесть — это совесть без преткновений, то есть такая совесть, которая не осуждает нас за то, что мы оскорбили Бога. Апостол Павел свидетельствовал о такой совести, когда он предстал перед правителем Феликсом. В Деян. 24:16 он сказал:
Как можно устранить преткновения в совести?
Что же делать, когда совесть подаёт нам сигнал тревоги о том, что мы оскорбили Бога? Как мы можем устранить преткновение, из-за которого «включился сигнал тревоги»? Совесть точно не успокоить оправданиями. И наше решение стать лучше или совершать добрые дела тоже не сможет свести на нет осуждение в совести.
Только одно может полностью удалить преткновение и очистить нашу совесть — драгоценная кровь Христа. В Евреям 9:14 сказано:
Наша совесть может быть очищена только кровью Христа. Чтобы пережить это очищение, мы должны исповедовать свои грехи и проступки перед Богом. Когда мы исповедуемся, Бог сразу же прощает нас и кровь Иисуса очищает пятна греха. Бог удовлетворен кровью Иисуса, а мы чувствуем мир, потому что у нас снова добрая совесть.
Конечно, после того как мы исповедали Богу свой грех, нам также нужно извиниться перед всеми, кого мы обидели или оскорбили.
Почему так важно иметь добрую совесть?
Когда мы оскорбляем Господа, наше общение с Ним прерывается, и у нас больше нет мира с Богом. А если мы игнорируем голос совести, у нас нет возможности продолжать отношения с Господом.
В Первом послании к Тимофею 1:19 мы видим, как важно иметь добрую совесть и к каким серьезным последствиям может привести то, что мы утратим её:
Здесь апостол Павел говорит, что нам нужно хранить не только веру, но и добрую совесть. В первой части примечания к этому стиху приводится краткое объяснение:
Вера и добрая совесть тесно связаны друг с другом. Как только у нас в совести появляется преткновение, начинается утечка и наша вера вытекает.
Никто из нас не хочет, чтобы наша вера вытекла. Поскольку вера и добрая совесть тесно связаны друг с другом, состояние нашей совести влияет на нашу веру. Когда мы не обращаем внимания на преткновение в совести, наша вера утекает. Эта утечка может привести к тому, что мы в конце концов потеряем веру в Господа, даже до такой степени, что станем «потерпевшими кораблекрушение» в отношении нашей веры. Примечание о кораблекрушении объясняет, что это значит:
Отсюда видно, насколько это серьёзно — отбросить веру и добрую совесть. Если мы будем хранить веру и добрую совесть, это обезопасит нашу христианскую веру и жизнь. Слово «кораблекрушение» подразумевает, что христианская жизнь и церковная жизнь подобны кораблю, плывущему по бушующему морю, который необходимо обезопасить верой и доброй совестью.
Апостол Павел использует этот яркий образ кораблекрушения, чтобы показать нам, насколько тяжелы последствия пренебрежения чувством совести. Какое отрезвляющее предупреждение! Никто из нас не хочет потерпеть кораблекрушение в вере.
Итак, чтобы идти вперёд с Господом в христианской жизни, мы должны сохранять добрую совесть, оставаясь правыми как перед Богом, так и перед людьми. Если мы снова терпим поражение, достаточно искренне исповедовать свои грехи, чтобы получить прощение и очищение. Тогда совесть не будет осуждать нас.
Благодарение Господу за Его ясное слово о нашей совести в Библии! Давайте будем внимательны к своей совести и учиться жить христианской жизнью, храня веру и добрую совесть.
Перевод с английского статьи сайта «Библии для Америки». Используется с разрешения.
Три части духа: совесть, общение и интуиция
Что делать, если я согрешу после спасения?
Четыре ключевых стиха о крови Иисуса Христа
Совесть в Тематическом указателе