Жалость и милость

Вопрос читателя: Можете объяснить, есть ли разница между словам «жалость» и «милость», и что говорит об этом Библия?


Значения слов

Жалость — это внутреннее чувство, указывающее на сострадание, сочувствие, милосердие. Милость означает доброе, человеколюбивое отношение, благосклонность, проявляемую, главным образом по отношению к тому, кто нуждается в помощи, а также какое-то действие, вызванное таким отношением.

В истории о добром самарянине в 10-й главе Евангелии от Луки написано, что он сжалился над человеком, который попался грабителям (ст. 33), и оказал ему милость (ст. 37). Это означает, что самарянин не только выразил сочувствие попавшему в беду, но и проявил своё доброе отношение, оказав ему практическую помощь.

Жалость

В Восстановительном переводе к слову «сжалился» в Лк. 10:33 есть перекрёстные ссылки: Мф. 9:36; 14:14; 15:32 (Иисус сжалился над толпами и накормил их); 20:34 (Иисус сжалился над слепыми и исцелил их); Мк. 1:41 (Иисус сжалился над прокажённым и очистил его). В Лк. 7:13 написано, что Иисус сжалился над вдовой и воскресил её сына, а в 15:20 сказано, что отец, увидев возвращающегося сына, сжалился и побежал ему навстречу. В Евангелиях это слово применяется, главным образом, к Иисусу и указывает на Его трогательную человеческую добродетель.

СМ. ЛК. 7:12-16 И ПРИМЕЧАНИЕ
12 И когда Он приблизился к городским воротам, то вот, выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой; и с ней была довольно большая толпа из города.
13 И, увидев её, Господь сжалился над ней и сказал ей: Не плачь.
14 И, подойдя, Он коснулся гроба, и те, что несли его, остановились. И Он сказал: Юноша, тебе говорю: встань.
15 И мёртвый, приподнявшись, сел и начал говорить. И Он отдал его матери.
16 И всех охватил астрах, и они прославляли Бога и говорили: Великий пророк воздвигнут среди нас, — и: Бог посетил Свой народ!

В примечании 1 к слову «сжалился» в стихе 13 написано:

Этот случай не имеет себе равных с точки зрения того горя, которое здесь изображено: единственного сына вдовы несут в гробу. Жалость Спасителя тоже не имела себе равных с точки зрения Его нежного сочувствия: в Своём милосердии Он предоставил Свою силу воскресения, чтобы поднять сына вдовы из смерти, не дожидаясь, когда Его попросят об этом. Это указывает на Его поручение, которое тоже не имело себе равных: прийти и спасти потерянных грешников (19:10). Кроме того, это показывает высокий уровень Его нравственности, который Он как Спаситель-Человек проявлял, спасая грешников.

Человеческое житие Христа заключалось в том, что Он жил Бога, выражая Божьи качества в человеческих добродетелях. И Своим богочеловеческим житием Он установил образец для нашего христианского жития, в котором Бог должен быть выражен в человечестве. Это показано в новозаветных Посланиях. В Эф. 4:32 содержится такое увещевание:

И будьте друг к другу добры, милосердны, прощая друг друга, как и Бог в Христе простил вас.

Примечание к слову «милосердны»: Греческое слово имеет тот же корень, что и слово, переведённое в Мф. 9:36 как «сжалился», и слово, переведённое в Флп. 1:8 как «внутренность». Только наслаждаясь Христом как благодатью и действительностью, можно быть милосердными и потому способными прощать друг друга.

ПОДРОБНЕЕ

Прочитаем то, что написал апостол Павел в Флп. 1:8: 💬

Ибо свидетель мне Бог, как я жажду всех вас во внутренности Христа Иисуса.

Примечание к слову «внутренность»: Греческое слово обозначает внутреннюю приязнь, а также милосердие и сочувствие. Апостол, жаждавший святых, был един с Христом даже в само́й нежной внутренности Христа. Отсюда видно, что для Павла наслаждаться Христом означало быть единым с внутренностью Христа, в которой он наслаждался Христом как снабжением благодати.

К слову «внутренность» в Восстановительном переводе есть две перекрёстные ссылки: Флп. 2:1 и Лк. 1:78. В Флп. 2:1 это же слово переведено как «милосердие», которое означает внутреннюю приязнь, а в Лк. 1:78 говорится о милостивых состраданиях нашего Бога.

И ещё один стих, в котором используется греческое слово с тем же корнем, — Кол. 3:12: 💬

Итак, облекитесь, как избранные Божьи, святые и возлюбленные, во внутренность, исполненную сострадания, в доброту, смирение, кротость, долготерпение.

Итак, внутреннее чувство, связанное с жалостью, можно передать словами «милосердие», «сострадание», «сочувствие», «внутренняя приязнь», «внутренность», «нежные чувства».

Милость

Понятие «милость» в Новом Завете применяется прежде всего к Богу, который являет милость (Рим. 9:16). В этом смысле оно упоминается в Лк. 1:50, 54, 58 и 72; Рим. 9:16 и 18; 11:30-31; 15:9; 1 Кор. 7:25; Эф. 2:4; 1 Тим. 1:2, 13 и 16; 2 Тим. 1:2 и 16; Евр. 4:16; 1 Пет. 2:10; 2 Ин. 3 и др.

Прочитаем Рим. 9:15 и примечание к подчёркнутым словам:

Ибо Моисею Он говорит: «Над кем смилуюсь, над тем смилуюсь, и кому явлю сострадание, тому явлю сострадание».

Под милостью понимается главным образом действие, совершаемое в ответ на несчастное состояние человека; следовательно, когда Бог являет человеку милость, это нечто внешнее. Под состраданием же понимается главным образом внутреннее чувство, которое выражается в стонах и слезах; следовательно, когда Бог являет человеку сострадание, это нечто внутреннее. Поэтому сострадание глубже милости.

В Эф. 2:4 сказано, что Бог богат милостью и что Он возлюбил нас великой любовью, а в примечании к этому стиху написано следующее:

Любить можно только того, чьё состояние делает его достойным любви, но милость всегда проявляют к тому, кто находится в жалком состоянии. Поэтому милость Бога простирается дальше, чем Его любовь. Бог любит нас, потому что мы избраны Им. Но в результате нашего падения мы оказались в жалком состоянии, мы даже стали мёртвыми в наших проступках и грехах, и поэтому нам нужна Божья милость. Из-за Своей великой любви Бог богат милостью, чтобы спасти нас из этого плачевного состояния и привести нас в состояние, подходящее для Его любви.

Блаженны милостивые

Поскольку Бог желает выразить Себя через человека, Он ожидает, что Его верующие тоже будут проявлять милость. В Рим. 12:8 говорится о тех, кто проявляет милость в радости. В примечании к этому стиху сказано:

Имеются в виду те, кто проявляет милость, сочувствуя и оказывая помощь. Проявление милости — это не природная щедрость, а качество, которое вырабатывается посредством преобразования.

В завершение прочитаем ещё один известный стих — Мф. 5:7: «Блаженны милостивые, ибо им будет явлена милость». Эти слова являются частью конституции царства небес, провозглашённой Господом на горе в начале Его служения и известной среди христиан как «Нагорная проповедь».

В примечаниях к этому стиху в Восстановительном переводе раскрывается ещё один аспект милости, которую верующие проявляют по отношению к другим.

Мф. 5:7

Примечание 1: Быть праведными — значит давать человеку то, чего он заслуживает, а быть милостивыми — значит давать человеку то, чего он не заслуживает. Для царства небес нам нужно быть не только праведными, но и милостивыми.

Примечание 2: Получить милость — значит получить то, чего мы не заслуживаем. Если мы будем милостивы к другим, Господь даст милость нам (2 Тим. 1:16, 18), особенно у Своего судного престола (Иак. 2:12-13).