Лучшее произведение Бога

В греческом тексте Нового Завета дважды встречается достойное внимания слово «по́йема», которое означает «создание, изделие» или «сочинённое произведение: стихи, поэма». В Рим. 1:20 оно относится к старому творению, сотворённой Богом вселенной, а в Эф. 2:10 — к новому творению, церкви.

Скорее всего, большинство русскоязычных читателей Библии не замечали этого слова, поскольку в Синодальном переводе, самом распространённом издании Библии на русском языке, оно переведено словом «творение», которое встречается в Писаниях довольно часто.

«По́йема» в Синодальном переводе

Посмотрим стихи со словом «пойема» в Синодальном переводе Нового Завета:

Рим. 1:20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Еф. 2:10 Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Обычно словом «творение» или «тварь» в русских переводах Нового Завета передаётся греческое существительное «кти́сис» (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 1:15; Мк. 13:19; 16:15; Рим. 8:19-22; 1 Тим. 4:4; 2 Пет. 3:4; Евр. 4:13), но в приведённых выше двух стихах используется особое слово «по́йема».

Да, греческое «по́йема» тоже можно перевести словом «творение», которое само по себе несёт глубочайший смысл. Но Восстановительный перевод более ярко выражает удивительную мысль, высказанную апостолом Павлом в этом стихе, — мысль о том, что церковь является шедевром Бога. Текст Восстановительного перевода подчеркивает эту мысль, а примечания — раскрывают её.

«По́йема» в Восстановительном переводе

Прочитаем Эф. 2:10 в Восстановительном переводе и примечание 1 к этому стиху:

Ибо мы Его  лучшее произведение , сотворённые в Христе Иисусе для добрых дел, которые Бог заранее приготовил, чтобы мы в них ходили.

Греческое слово, «по́йема», означает «создание, изделие» или «нечто написанное или сочинённое: стихи, поэма». Поэмой можно считать не только стихи, но и любое произведение искусства, выражающее мудрость и замысел его создателя. Мы, церковь, лучшее из произведений, созданных Богом, представляем собой поэму, которая выражает Божью бесконечную мудрость и божественный замысел.

Лучшим произведением Бога являются не небеса, не земля и не человек, которых Он сотворил. Его лучшее произведение — это церковь, Тело Христово, полнота Того, кто наполняет всё во всём (1:23), совокупный и вселенский новый человек (ст. 15). Мы спасены благодатью, чтобы быть Божьим лучшим произведением и ходить в добрых делах, которые Бог заранее приготовил для нас.

В примечании к словам «сотворённые в Христе Иисусе» в Восстановительном переводе сказано:

Мы, церковь, лучшее из произведений, созданных Богом, представляем собой нечто совершенно новое во вселенной, Божье новое изобретение. Путём возрождения Бог сотворил нас в Христе, и мы стали Его новым творением (2 Кор. 5:17).

Эф. 2:10А

Два произведения искусства

Как было отмечено в начале статьи, слово «по́йема» встречается в Новом Завете только два раза: в Эф. 2:10 и Рим. 1:20. В Рим. 1:20 оно употребляется во множественном числе применительно к старому творению (здесь в Восстановительном переводе используется слово «создания»). Это подразумевает то, что существует два Божьих произведения искусства — Его старое творение и Его новое творение в Христе. Согласно откровению Нового Завета новое творение является лучшим произведением Бога (2 Кор. 5:17).

Почему новое творение является лучшим произведением Бога, Его шедевром, и чем оно отличается от старого творения?

Краткий ответ мы можем найти в примечаниях ко 2 Кор. 5:17, где апостол Павел говорит: «Так что если кто-нибудь в Христе, он новое творение. Старое ушло; вот, оно стало новым». В примечании к словам «в Христе» объясняется, что «быть в Христе — значит быть единым с Ним по жизни и природе», и «это — от Бога через нашу веру в Христа (1 Кор. 1:30; Гал. 3:26-28)». А в примечании к выражению «новое творение» показано, чем новое творение отличается от старого:

Старое творение не имеет божественной жизни и природы, но новое творение, состоящее из верующих, заново рождённых от Бога, имеет их (Ин. 1:13; 3:15; 2 Пет. 1:4). Поэтому верующие являются новым творением (Гал. 6:15) не согласно старой природе плоти, а согласно новой природе божественной жизни.

См. также подробное примечание 1 к Гал. 6:15.


О какой жизни говорит Новый Завет?
Что такое возрождение?
Бог — это Бог замысла
Восстановительный и Синодальный переводы: сравнение «от А до Я»