Обзор Апокалипсиса

Понятие «Апокалипсис» у большинства людей ассоциируется с катастрофами и катаклизмами планетарного масштаба, с концом света. Но само греческое слово апокалипсис не имеет такого ужасного смысла и соответствующей эмоциональной окраски. Оно означает откровение, раскрытие, снятие покрывала. «Апокалипсис» или «Откровение» — это название последней книги Нового Завета и всей Библии, а также это первое слово в этой книге:

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы Он показал Своим рабам то, что должно произойти вскоре; и Он возвестил его знамениями, послав через Своего ангела Своему рабу Иоанну (Отк. 1:1).

Хотя за всю историю христианства появилось множество вариантов толкования Откровения апостола Иоанна, для большинства читателей Библии эта книга остаётся загадочной и сложной для понимания. Существует даже точка зрения, согласно которой не следует ни читать, ни пытаться понять её. Но такой взгляд не соответствует тому, что написано в самом начале этой книги:

Блажен тот, кто читает, и те, что слышат слова этого пророчества и соблюдает написанное в нём, ибо время близко (Отк. 1:3).

Для понимания этой таинственной книги полезно взглянуть на неё «с высоты птичьего полёта». Именно это мы и сделаем в этой статье с помощью Восстановительного перевода Нового Завета.

Структура Откровения

Если не считать введения (1:1-8) и заключения (22:6-21), в Откровении есть три основных раздела, которые перечислены в 1:19:

Итак, напиши то, что ты увидел, и то, что есть, и то, чему предстоит произойти после этого.

Три основных раздела Откровения таковы: «то, что ты увидел» (1:9-20), «то, что есть» (2:1—3:22) и «то, чему предстоит произойти» (4:1—22:5). В Восстановительном переводе каждой книге Библии предшествует план этой книги, который позволяет увидеть общую структуру, содержание и последовательность изложения. Давайте посмотрим на план Откровения:

План книги Откровение

В этом плане выделены три основных раздела, упомянутых выше. «То, что ты увидел» показано в первой главе: семь золотых светильников, посреди которых находится Христос. «То, что есть» — это семь церквей во второй и третьей главах (о значении семи церквей можно прочитать в примечании 1 к 2:1). «То, чему предстоит произойти» представляет собой самый большой раздел Откровения, начинающийся с четвёртой главы и завершающийся в начале последней, двадцать второй главы этой книги.

Обратите внимание на то, что третий основной раздел Откровения (в плане это пункт IV) состоит из двух частей:
А. Первая часть, в которой показана общая картина грядущего начиная с вознесения Христа и заканчивая вечностью в будущем — 4:1—11:19.
Б. Вторая часть, в которой показаны подробности важных вещей и ключевых событий, рассмотренных в первой части — 12:1—22:5.

Можно без преувеличения сказать, что этот план является ключом ко всей книге. Многие читатели Откровения не могут разобраться в последовательности и взаимосвязи событий, описанных в этой книге, потому что не понимают, что в главах 4—11 показана общая картина грядущего, а в главах 12—22 показаны подробности этой общей картины. Чтобы увидеть и понять картину грядущего, нужно наложить эти два повествования друг на друга.

Знамения в Откровении

Для понимания Откровения также важно увидеть, что эта книга состоит в основном из знамений, т. е. символов, имеющих духовное значение. Об этом говорится в самом первом стихе Откровения: «Он [Христос] возвестил его [откровение] знамениями, послав через Своего ангела Своему рабу Иоанну».

Синодальный перевод этого текста звучит так: «Он показал, послав оное [откровение] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну». Как видите, в Синодальном переводе первого стиха нет слова «знамения». Нельзя сказать, что в Синодальном переводе в данном случае содержится ошибка, но в нём недостаточно полно передано значение греческого глагола симэно. Этот глагол можно перевести как «показать», но его развёрнутое значение лучше передать словосочетанием «возвестить знамениями» или «возвестить посредством знамений», поскольку оно происходит от существительного симион (знамение), которое используется, например, в Деян. 2:22, 43; 4:22, 30; Ин. 2:11 (см. прим. 2); Рим. 15:19; Евр. 2:4 и др.

Давайте прочитаем примечание 2 к слову «знамениями» в Отк. 1:1:

Откровение этой книги состоит в основном из знамений, т. е. символов, имеющих духовное значение, таких как семь светильников, обозначающих церкви, семь звёзд, обозначающих вестников церквей (ст. 20), и др. Даже Новый Иерусалим — это знамение, обозначающее окончательную завершённость Божьего домостроительства (гл. 21—22). Таким образом, эта книга является книгой знамений, посредством которых нам возвещается откровение.

Евангелие Иоанна — это книга знамений, изображающих то, как Христос пришёл, чтобы стать нашей жизнью для произведения церкви, Своей невесты. Откровение Иоанна — это книга знамений, показывающих то, как Христос теперь заботится о церкви и как Он приходит, чтобы судить землю, овладеть ей и привести церковь, Свою невесту, в Божье полное домостроительство.

О значении всех знамений в Откровении можно прочитать в соответствующих примечаниях Восстановительного перевода, но чтобы действительно получить откровение о них, необходимо молиться, читая эту книгу.

Видения в Откровении

В Отк. 1:10 и 12 апостол Иоанн написал:

Я был в духе в день Господень и услышал позади себя громкий голос, подобный трубе… И я обернулся, чтобы видеть голос, который говорил со мной; и, обернувшись, я увидел семь золотых светильников…

В Откровении Иоанн четыре раза говорит о том, что он был в духе и что-то увидел: в 1:10-13, 4:1-2, 17:3 и 21:10. Давайте прочитаем обзорное примечание 1 к слову «дух» в 1:10:

В этой книге акцент делается не только на Духе Божьем как семикратно усиленном Духе для Божьего усиленного движения, но и на нашем человеческом духе как органе, позволяющем нам осознать Божье движение и ответить на него. Только дух (наш дух) может ответить Духу (Божьему Духу).

Эта книга состоит из четырёх главных видений: 1) видение церквей (гл. 1—3), 2) видение участи мира (гл. 4—16), 3) видение Вавилона Великого (гл. 17—20) и 4) видение Нового Иерусалима (гл. 21—22). Иоанн был в своём духе, когда увидел эти четыре видения (ст. 10; 4:2; 17:3; 21:10); т. е. он получил откровение о тайне Христа в своём духе согласно сказанному в Эф. 3:5. Нам тоже нужно быть в своём духе, чтобы увидеть видения в этой книге. Требуется не просто умственное понимание в нашем разуме, а духовное осознание в нашем духе.

Без духовного осознания в нашем духе, о котором сказано в этом примечании, невозможно открыть для себя эту необычайно глубокую книгу. Чем больше читающий будет знать свой человеческий дух, тем больше она будет открываться для него. Такое субъективное знание своего духа появляется, главным образом, в результате нашего личного общения с Господом и чтения Библии с молитвой.

Значение Откровения

О том, какое место занимает Откровение в Библии, каково значение этой книги и в чём заключается её средоточие, можно прочитать в первом примечании к первому стиху:

Будучи последней книгой Библии, Откровение представляет собой заключение, завершение и обобщение всего божественного откровения, всей Библии. Семена почти всех истин божественного откровения были посеяны в Бытии, первой книге Библии. Рост всех этих семян последовательно развивается в последующих книгах, особенно в книгах Нового Завета, и в Откровении пожинается урожай. Поэтому то, что рассматривается в этой книге, по большей части не является чем-то совершенно новым, а уже встречалось в предыдущих книгах и достигает совершенства в этой книге, сосредоточенной на уникальном, окончательном откровении Христа, особом, завершённом свидетельстве Иисуса и вселенском, вечном домостроительстве Бога.

Эта книга является книгой пророчества — пророчества не просто в словах, а в видениях, открытых провидцу. В глазах Бога всё, о чём пророчествуется в этой книге, уже произошло. Поэтому всё это было показано провидцу — одно видение за другим. Соответственно, большинство глаголов, употребляемых в этой книге, стоит в прошедшем времени.

Вся Библия открывает Христа, но Откровение, будучи заключением, завершением и обобщением всей Библии, в особой мере представляет собой «откровение Иисуса Христа». Хотя эта книга открывает и многое другое, средоточием её откровения является Христос. Некоторые аспекты в отношении Христа, такие как видение Христа как Первосвященника посреди церквей, который заботится о них в любви, однако с позиции судьи (ст. 13-16), видение Его как Льва-Агнца посреди Божьего престола и четырёх живых существ и посреди двадцати четырёх старейшин вселенной, который открывает семь печатей Божьего вселенского управления (5:1—6:1), и видение Его как «другого сильного Ангела», который сходит с неба, чтобы овладеть землёй (10:1-8; 18:1) и др., — нигде не раскрыты так, как в этой книге.

Итак, читая Откровение, важно понимать, что средоточием этой книги является не описание катастроф, судов и бедствий, а удивительная личность Христа. Откровение является «откровением Иисуса Христа» (1:1), и его суть отражена в теме этой книги, которая приведена в Восстановительном переводе перед началом первой главы. Тема Откровения такова: «Христос как центр Божьего управления согласно Божьему вечному домостроительству». Блаженны те, кто видит это средоточие в Откровении.

Не перестаю благодарить за вас, упоминая вас в моих молитвах, чтобы Бог нашего Господа Иисуса Христа, Отец славы, дал вам дух мудрости и откровения [греч. «апокалипсис»] в полном знании Его (Эф. 1:16-17).

P. S. Если вы хотите подробнее разобраться в том, что связано с пришествием Христа, восхищением верующих, великой скорбью, семью печатями, семью трубами и семью чашами рекомендуем вам изучить изображённую ниже «Схему семидесяти седмин и пришествия Христа с восхищением святых». Её можно найти в конце Восстановительного перевода Нового Завета с примечаниями (стр. 1442-1443). В полной Библии эта схема в цветном варианте.

Схема семидесяти седмин

Обзор Послания к римлянам (часть 1)
Обзор Послания к римлянам (часть 2)