Новозаветный канон — Библия, открытая для всех

Новозаветный канон

В нашей статье Последовательность книг Нового Завета было сказано, что «новозаветный канон, то есть совокупность книг Нового Завета, формировался постепенно на протяжении более чем трёх столетий». Это утверждение вызвало ряд дополнительных вопросов: Кем был составлен и утверждён новозаветный канон? В чём заключалась сложность? Почему в Новый Завет вошли именно эти тексты? Почему другие тексты, в которых тоже говорится о Христе, не включены в канон?

Прежде всего необходимо отметить, что 27 книг Нового Завета, которые есть у нас сегодня, были широко известны всем церквям с I века по Р.Х. Их авторитет не вызывал никаких сомнений. Но наряду с ними начали появляться и распространяться другие тексты об Иисусе Христе и христианском учении. Об этом говорит евангелист Лука в самом начале своего Евангелия:

Поскольку многие взялись составить повествование о полностью совершившихся среди нас событиях, как нам и передали их те, что от начала стали очевидцами и служителями слова, показалось нужным и мне, тщательно исследовав всё с самого начала, по порядку написать о них, превосходнейший Феофил, чтобы ты полностью познал достоверность того, в чём был наставлен.

— Евангелие от Луки 1:1-4

По мере распространения церквей в разные части древнего мира в I-III вв. всё более важным становился вопрос о том, какие тексты о евангельских событиях и апостольском учении использовать в церквях. Широкая география церквей — от Британии до Индии, а также языковые и культурные различия делали проблему канона новозаветных Писаний чрезвычайно острой и глобальной. Среди верующих и церквей распространялись и рукописи, авторами которых были апостолы, и рукописи, которые приписывались апостолам, но не были таковыми, и разные варианты описания евангельских событий и некоторые сомнительные тексты. При таком многообразии текстов и их переводов на разные языки с течением столетий некоторыми христианскими учителями стали высказываться сомнения и в подлинности некоторых апостольских Посланий: Послания к евреям, Второго послания Петра и др.

По причине вышесказанного отцами церкви была проведена важная и сложная работа. Среди множества текстов, претендующих на богодухновенность, с особой тщательностью были отобраны те, которые действительно обладали духовными авторитетом и ценностью. Процесс включения в канон некоторых из этих текстов был непростым и сопровождался широким обсуждением среди руководителей церквей по всему миру вплоть до IV века. Например, на Западе очень долго сомневались относительно Послания к евреям, а на Востоке — относительно Откровения. Так, Лаодикийский собор, который состоялся в 360 году, при перечислении книг Нового Завета не упоминает Откровение, написанное апостолом Иоанном. Только в 397 году на соборе в Карфагене (Северная Африка) было признано, что Новый Завет состоит из 27 книг, которые мы имеем сегодня. Примерно в то же период Ветхий и Новый Заветы были объединены в одну книгу.

Следует принимать во внимание, что в те времена не было каких-то централизованных религиозных структур. Решения принимались на соборах с участием представителей поместных церквей по всей земле. Это удивительный факт в церковной истории — новозаветный канон, который мы используем сегодня и называем Новым Заветом, был признан всеми церквями древнего мира.

Полезные материалы по теме: книга Брюса Мецгера «Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение» (открыть в новой вкладке)

P.S.

Периодически возникает вопрос о том, почему в новозаветный канон не были включены некоторые другие древние или претендующие на древность тексты, информацию о которых можно найти во многих публикациях в Интернете. Обычно эти публикации либо демонстрируют желание их авторов произвести сенсацию, либо предлагают читателям или зрителям заняться исследованием, которое в результате не оказывает никакой помощи в том, что касается божественного откровения о Божьем замысле.

Содержание Библии настолько богато и глубоко, что в большинстве случаев человеческой жизни не хватает на то, чтобы полностью погрузиться во все богатства и глубины Святых Писаний. Их богодухновенность подтверждается и отцами церкви, и серьёзными исследователями Библии на протяжении всех столетий вплоть до наших дней, и переживаниями бесчисленного множества верующих. Если древние тексты не связаны с вашим образованием или профессией, подумайте, стоит ли тратить свою жизнь на то, что не принесёт вам подлинной пользы?