Первый воскресший из мёртвых

Вопрос читателя: Из 1 Кор. 15:20 следует, что Христос первым воскрес из мёртвых. Но Библия говорит о случаях воскресения мёртвых, которые были ещё до воскресения Христа. Кто же воскрес первым?


Случаи воскресения

Действительно, Библия говорит о случаях воскресения мёртвых, которые были ещё до воскресения Христа. В Ветхом Завете упоминаются три таких случая: пророк Илия воскресил из мёртвых сына вдовы (3 Цар. 17:17-24), пророк Елисей воскресил сына шунамитянки (4 Цар. 4:32-37; см. прим. 1 к ст. 35) и человек, положенный в могилу Елисея, ожил, коснувшись его костей (4 Цар. 13:20-21; см. прим. 1 к ст. 21).

В Новом Завете в 7-й главе Евангелия от Луки Господь Иисус воскресил сына вдовы (Лк. 7:11-17; см. прим. 1 к ст. 13), а в 11-й главе Евангелия от Иоанна Он воскресил Лазаря, который четыре дня был в гробнице (Ин. 11:41-44).

Общий смысл воскресения заключается в том, что умерший человек возвращается к жизни. Так был воскрешён Лазарь. Он умер, был похоронен и даже уже начал смердеть (ст. 39). Тогда пришёл Господь Иисус и воскликнул: «Лазарь, выходи!» — и Лазарь вышел из гробницы. Это было настоящим чудом, но нужно понимать, что Лазарь после воскресения из мёртвых через какое-то время снова умер. Хотя в день своего воскресения он вернулся к жизни, его тело по-прежнему оставалось в сфере старого творения, оно было тленным. В лучшем случае Лазарь пережил возвращение в прежнее состояние; он был возвращён из смерти к природной жизни. Но при этом он не был возрождён и не получил нового тела.

Воскресение Христа

Воскресение Христа было чем-то уникальным, совершенно особым. Он был воскрешён, чтобы жить вечно (Отк. 1:18), и в воскресении Он вошёл в славу (Лк. 24:26; 1 Кор. 15:43), куда не входил никто из людей до Него. Он не просто ожил, Его тело было преображено в духовное физическое тело в новом творении, которое является нетленным. До Иисуса никто не воскресал подобным образом. В этом смысле Библия говорит о том, что Он является первым воскресшим из мёртвых (Деян. 26:23), Первородным из мёртвых (Кол. 1:18; Отк. 1:5) и начатком уснувших (1 Кор. 15:20).

1 Кор. 15:20

Воскресение верующих

Такие выражения как «Первородный из мёртвых» и «начаток уснувших» указывают на то, что вслед за Христом подобным образом будут воскрешены Его верующие. В 1 Кор. 15:22-23 апостол Павел сказал: «Ибо так же как в Адаме все умирают, так и в Христе все будут оживотворены. Но каждый в своём порядке: начаток — Христос; потом — те, кто Христовы, при Его пришествии». В том же Послании в 6:14 он провозгласил: «А Бог и Господа воскресил, и нас воскресит Своей силой». Прочитаем примечание к этому стиху в Восстановительном переводе:

Бог воскресил Господа телесно. Нашему телу предназначено участвовать в прославленном теле Господа в воскресении (Флп. 3:21); оно будет воскрешено нетленным (15:52). Это будет искуплением нашего тела (Рим. 8:23). Уже сейчас обитающий в нас Дух воскрешённого Христа оживотворяет наше тело (Рим. 8:11), делая его членом Христа (ст. 15) и храмом Бога, в котором обитает Его Святой Дух (ст. 19).

Христос первым пережил то, что при Его пришествии предстоит пережить нам, верующим в Него. Он был воскрешён из мёртвых, чтобы войти в славу, и мы будем воскрешены Божьей силой, чтобы облечься в нетление (1 Кор. 15:541) и войти в славу (Рим. 8:17).

Перевод 1 Кор. 15:20

Тот, кто знаком с Синодальным переводом, очевидно, заметит, что текст 1 Кор. 15:20 в Восстановительном переводе отличается.

Синодальный перевод: Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.
Восстановительный: Но теперь Христос воскрешён из мёртвых, начаток уснувших.

Если вы посмотрите греческий текст Нового Завета или подстрочный перевод, вы увидите, что Восстановительный перевод более точно передаёт содержание этого стиха. В частности, греческое слово «апархи́» означает именно начаток. Это слово указывает на сноп начатков жатвы (Лев. 23:10-11), которые в ветхозаветные времена приносили Богу на следующий день после субботы — в день воскресения. Слову «первенец» соответствует другое греческое слово.

Кроме того, в Новом Завете умершие неоднократно называются уснувшими, в том числе, в 1 Кор. 15:20. И Господь в Евангелиях, и апостолы в Посланиях говорили о смерти, как о погружении в сон (Ин. 11:11-14; 1 Кор. 11:303; 1 Фес. 4:131). Конечно, использование слова «умершие» в данном случае не будет ошибкой. Речь идёт лишь о точности перевода. В Восстановительном переводе читатель может видеть, где Господь и апостолы используют слово «уснувшие», а где слово «умершие».


Тематический указатель: Воскресение